25 сентября 2025

👨‍💻Онлайн против 🧑🏼‍🏫офлайна:
мифы и реальность дистанционного образования

Онлайн-магистратуры в России становятся популярным форматом как у студентов из регионов, так и у специалистов в крупных городах: люди хотят совмещать работу и обучение.
Вместе с ростом популярности вокруг онлайн-образования сохраняется множество мифов. В статье разбираем самые популярные из них
Ещё десять лет назад дистанционное обучение воспринималось как эксперимент. Сегодня — это полноценная часть мировой системы образования. По прогнозам Global Market Insights, объём глобального рынка онлайн-образования к 2026 году может превысить 375 млрд долларов. Отчёт Valuates Reports указывает, что сегмент онлайн-образования в 2020–2026 гг. растёт в среднем в год на 33,28 %, что делает его одним из самых динамичных в индустрии.

Эти цифры подтверждают: цифровые технологии и онлайн-магистратуры — не временное решение, а ключевой формат образования будущего. Но вокруг дистанционного обучения до сих пор существует множество мифов. Разберём самые популярные.

Миф 1. «В онлайне нет живого общения»

Реальность: современные онлайн-магистратуры давно ушли от формата «записанные лекции и тесты».

  • Занятия проходят в Zoom или Контур.Толк, есть возможность обсуждать и задавать вопросы в реальном времени.
  • Групповые проекты и кейсы позволяют формировать команды, которые работают так же эффективно, как в офлайне.
  • Чаты, Telegram-каналы и студенческие комьюнити создают постоянную среду общения.

👉 Онлайн-формат в плане общения даже выигрывает: у студентов есть больше свободы для взаимодействия без привязки к месту, времени и расписанию.
  • Марина Квачева
    Марина Квачева, педагогический дизайнер онлайн-программ ИДО ТГУ
    В онлайне живое общение не только есть, но в каком-то плане оно даже становится доступнее! Например, пары в аудитории и вебинары — это одно и то же. И в аудитории, и на вебинарах студенты одинаково могут задавать вопросы и обсуждать тему с преподавателем. Но только после пары в аудитории преподаватель и студенты расходятся, а после вебинара — переходят в чат.

Миф 2. «Качество онлайн-обучения ниже»

Реальность: качество зависит от университета, а не от формата.

  • Учебные планы онлайн-программ соответствуют государственным стандартам.
  • Преподаватели — те же специалисты, которые ведут занятия в кампусе.
  • Онлайн даёт возможность подключать внешних экспертов и практиков из индустрии, что не всегда возможно офлайн.

👉 В итоге студенты получают не “упрощённый”, а более гибкий и актуальный контент.
  • Марина Квачева
    педагогический дизайнер онлайн-программ ИДО ТГУ
    Точно нет, качество наших программ соответствует всем образовательным стандартам. А в отличие от оффлайн-образования, у нас есть огромное преимущество — мы можем искать преподавателей и места для прохождения практик без территориальной привязки. Поэтому вебинары ведут не ассистенты кафедры, а первоклассные специалисты из индустрии московских, питерских и других организаций. Практики студенты могут проходить не где придется, а в крупных российских компаниях. Всё это — серьёзный показатель качества и востребованности знаний и навыков, полученных в наших магистратурах, на рынке труда.

Миф 3. «Диплом онлайн-магистратуры не котируется»

Реальность: дипломы онлайн-магистратур, имеющих государственную аккредитацию, абсолютно равны очным.

  • Работодатели видят название вуза и специальность — формат обучения в дипломе не фиксируется.
  • Важнее навыки и реальные проекты, чем то, учился студент онлайн или офлайн.

👉 Онлайн-магистратура = диплом государственного образца, открывающий те же карьерные перспективы.
  • Марина Квачева
    педагогический дизайнер онлайн-программ ИДО ТГУ
    Диплом студентов онлайн-магистратур внешне и содержательно ничем не отличается от дипломов других студентов. Такой же диплом студента очной формы обучения (слово «онлайн» нигде не указывается).

Миф 4. «Онлайн-образование - это обман»

Реальность: отчасти, это правда.

На рынке действительно есть псевдо-образовательные проекты, где качество уступает маркетингу.

👉 Но важно отличать массовые коммерческие курсы от академического онлайн-образования.

Создание таких программ – не быстрый бизнес. Например, онлайн-магистратуры ТГУ проходят аккредитацию, имеют учебные планы, научных руководителей и экспертную поддержку.
  • Марина Квачева
    педагогический дизайнер онлайн-программ ИДО ТГУ
    Каждая дисциплина в наших онлайн-магистратурах разрабатывается индивидуально – под конкретные цели и компетенции, а не на основе «архивов» чужих материалов. Над контентом работают преподаватели и педагогические дизайнеры, а не сценаристы и продюсеры инфобиза. Иногда университет даже уходит «в минус», потому что приоритет – не прибыль, а глубина, качество и практическая ценность.
    Поэтому наши онлайн-магистратуры ТГУ – это не «инфо-продукт», а настоящий университетский формат с академической ответственностью и вниманием к студенту.

Преимущества онлайн-обучения

Гибкость. Студенты могут учиться из любого города и совмещать обучение с работой, не выпадая из профессиональной или личной жизни. Формат позволяет подстраивать график под себя: лекции и материалы доступны в записи, а живые вебинары проходят в заранее оговорённое время.

Актуальность. Онлайн-среда даёт возможность быстро обновлять курсы под новые требования рынка — преподаватели и методисты оперативно вносят изменения в учебный план, когда появляются новые инструменты, технологии или запросы работодателей.

Проектный подход. Вместо заучивания теории студенты решают реальные кейсы, участвуют в хакатонах и командных проектах с индустриальными партнёрами. Такой формат не только формирует прикладные навыки, но и помогает выпускникам собрать профессиональное портфолио уже во время учёбы.

Интерактив. Онлайн – это не про одиночество. Студенты работают в командах, обсуждают задания на вебинарах, получают обратную связь от преподавателей и экспертов. Коммуникация здесь не формальная, а живая, просто происходит через другие каналы.

Разнообразие аудитории. Группы формируются из студентов из разных городов и стран. Это отличная возможность для нетворкинга без границ.

Технологичность. Часто для освоения онлайн-программ высшего образования студентам предоставляют доступ к виртуальным лабораториям, дата-сетам и цифровым инструментам. Например, в онлайн-магистратурах ТГУ предоставляют доступ к суперкомпьютеру “СКИФ Cyberia” , который входит в топ-30 суперкомпьютеров РФ.

Карьерная поддержка. Студенты участвуют в стажировках, решают реальные задачи компаний, а партнёры программ часто выступают работодателями для лучших выпускников. Многие образовательные организации предлагают своим выпускникам помощь в подготовке к собеседованиям и трудоустройстве.

➕ Для многих важно и такое преимущество как экономия: нет затрат на переезд и проживание в другом городе.

Как видите, онлайн-обучение – это не компромисс между комфортом и качеством. Это действительно продуманный формат, у которого есть много своих преимуществ.

Кто же выиграл?

👉 Онлайн против офлайна – это не соревнование «хуже или лучше». Это разные форматы.

Онлайн сегодня предлагает множество преимуществ и актуальных решений, соединяет академическую глубину, технологичность и реальные возможности для профессионального роста.

Дистанционное обучение становится полноценным выбором для тех, кто хочет совмещать образование и карьеру, не ограничивая себя местом жительства.
Автор: Юлия Дубовик
Изображение: ChatGPT

© Материалы сайта защищены авторским правом