25 сентября 2025

Онлайн-магистратура NLP:
взгляд педагогического дизайнера через призму SJM 🛣

Ирина Пржигоцкая – педагогический дизайнер образовательных онлайн-продуктов ИДО ТГУ. Её команде поставили нетривиальную задачу: спроектировать и запустить онлайн-магистратуру совместно с большим EdTech-партнёром. В этой статье Ирина осмысляет свой опыт работы над онлайн-магистратурой “Обработка естественного языка (NLP) в лингвистике и IT” и рассказывает о том, как выстраивался маршрут образовательной программы совместно с большим EDTech-ом и каково это, быть «адвокатом студента»

Университет + EdTech: синергия двух миров

Для нашей команды онлайн-магистратура NLP стала масштабным экспериментом по интеграции двух миров: Университета как носителя фундаментальной экспертизы и аккредитации и EdTech-партнера (Skillfactory) как разработчика технологической площадки для онлайн-обучения и аналитика данных маркетинговых исследований.

Ключевым вызовом и одновременно главным открытием стала сама модель сотрудничества, в которой под одним проектом объединились две команды с разной ДНК — бизнеса и академической среды.

И прежде чем создать с нуля учебный план, выстроить эффективную педагогическую модель и подобрать форматы контента, нам предстояло определить форматы и инструменты совместной работы.

Скиллсет: зачем детализировать портрет выпускника

До того как в работу над программой включатся педагогические дизайнеры, команда маркетинга прописывает портрет будущего выпускника. Ведущую роль в этой задаче у нас играл партнер.

Продюсеры и маркетологи анализировали вакансии на предмет запрашиваемых компетенций, существующие на рынке программы обучения, запросы пользователей. Они также ориентировались на внутренние исследования по разным направлениям обучения. Изучали, какие профессии пользуются спросом на рынке или станут востребованы в ближайшие годы, какие именно навыки и компетенции нужны работодателям.

Компетенции, которые были выделены в ходе исследований, объединяли в тематические блоки. На их основе формировали дисциплины программы.
  • Зоя Ивановна Резанова,
    академический руководитель программы
    В настоящее время, я думаю, лидеры многих индустрий понимают значимость исследований в области NLP, поэтому они заходят в университеты со своими идеями о таком образовании. Но для того, чтобы это все состоялось, должны быть соответствующие команды в университетах, готовые подхватить эту идею и делать это вместе.
На этом этапе определяли цели программы для всех стейкхолдеров.

Глобальная цель программы звучала так: “подготовка высококвалифицированных и конкурентоспособных специалистов по компьютерной лингвистике и анализу естественного языка, понимающих таксономию задач NLP и способных решать прикладные задачи автоматической обработки естественного языка для решения широкого спектра социально значимых проблем”.

👉 Все полученные маркетинговые данные легли в основу ключевого документа при разработке программы — скиллсета выпускника.

Для педагогического дизайнера этот портрет своего рода техническое задание: вот какого специалиста нам надо получить в итоге. Это — наша конечная точка в навигаторе. И чем точнее координаты этой точки, тем более эффективно педагогические дизайнеры смогут проложить к ней маршрут.

Фрагмент скиллсета выпускника магистратуры NLP

SJM – главный инструмент педагогического дизайнера

Итак, имея перечень необходимых компетенций и курсов, педагогические дизайнеры с обеих сторон начали строить маршрут обучения. Полем для эффективного взаимодействия университета и бизнес-модели стала SJM (Student Journey Map — “карта пути студента”) — базовый инструмент разработки дизайна образовательного продукта.

Эта карта, особенно для таких крупных образовательных проектов как магистратура, позволяет хронологически описать все действия и чувства студента при касании с программой.

👉 Во время разработки мы преследовали цели:

  1. определить ключевые этапы программы, их последовательность;
  2. определить последовательность дисциплин и их объем;
  3. равномерно распределить учебную и внеучебную нагрузку в семестрах и по неделям;
  4. определить место практик в календарном плане;
  5. обосновать необходимость факультативов и адаптационных курсов (с целью выравнивания уровня студентов);
  6. определить наиболее подходящее место для прочих учебных и внеучебных активностей.
Глобальная цель SJM — определить возможные трудности студента на каждом этапе и предложить пути их решения и предотвращения. Важно выявить мотивационные спады и их причины и заблаговременно разработать мотивационную стратегию.
Особенно важной при создании SJM была задача формулирования образовательных результатов для курсов. Ведь многие курсы связаны между собой и их образовательные результаты вытекают друг из друга.

Ключевые элементы SJM в магистратуре “Обработка естественного языка (NLP) в лингвистике и IT”

Скиллсет выпускника диктовал нам стратегию обучения с постепенным углублением знаний: от мягкого погружения в специальность до применения технологий NLP в реальных бизнес-задачах.

Классический таймлайн SJM мы разделили по логике вузовских учебных планов — по семестрам:

1 семестр — погружение в специальность, выравнивающие курсы, адаптационный блок, большое количество операционной информации;

2 семестр — работа с данными и машинное обучение;

3 семестр — NLP в бизнес-задачах и языковых исследованиях;

4 семестр — углубленное изучение технологий NLP, а также написание и защита ВКР.

В каждом семестре мы подробно описывали все, что делает студент, что думает и чувствует, с кем и как взаимодействует, когда и через какой канал получает информацию, необходимую в конкретный момент программы. Но самое главное — мы выявляли места и моменты, когда может появится проблема, с чем возникнут сложности и как мы можем их решить или предотвратить уже сейчас на этапе проектирования.
  • Дарья Маслова,
    руководитель Центра педагогического дизайна и онлайн-обучения ИДО ТГУ
    На программу NLP к нам приходили и лингвисты, и программисты. Программа примерно на это и рассчитана.

    Например, в первом семестре программы есть два трека. Если ты пришел лингвистом, ты подтягиваешь программирование. Если ты пришел из области программирования, то тебе дают какие-то основы лингвистики для дальнейшей работы.

Главная сложность при составлении SJM в магистратуре NLP была в том, чтобы прийти к единой системе измерения образовательного контента.

В университете дисциплины измеряются в зачетных единицах и академических часах. Бизнес же использует в своем подходе расчеты в модулях. Но так как учебный план как основополагающий документ программы говорит на языке зачётных единиц (“З.Е.” – мы их называем “зетками”), то модульную систему исчисления партнера пришлось переводить в них.

О чем мы точно не спорили, так это смешанный формат обучения и практикоориентированность. Мы не выбирали между теорией и практикой, между синхроном и асинхроном, а синтезировали их. Теория на платформе, видеолекции и онлайн семинары у нас всегда сопровождаются решением кейсов, хакатонами и отработкой навыков на вебинаре.

Фрагмент SJM магистратуры NLP

Как карта пути помогает улучшать обучение

Выявленные в ходе работы возможные трудности студента стали, по сути, целью создания SJM — сделать обучение на программе максимально комфортным и понятным для студента, снабдить его всей необходимой справочной информацией.

👉 По итогам этой работы мы собрали:

  • адаптационный курс об онлайн-обучении («как учиться онлайн») и о самой программе (все важные моменты, контакты, документы, сроки и прочие артефакты);
  • справочный материал о выпускной квалификационной работе, ее возможных видах, правилах написания и защиты (студенты могли забыть или не знать о правилах аттестации в университете, а это – обязательная часть обучения в вузе);
  • силлабусы к каждой дисциплине (цели обучения, формат аттестации, содержание дисциплины, её место в программе и особенности);
  • инструкции по работе в личном кабинете студента на образовательной платформе и канале коммуникации — Пачке;
  • справочную информацию о дополнительных возможностях программы (стипендии, программы дополнительного профессионального образования в рамках проекта «Цифровые кафедры», тьюторская служба, научная библиотека, хакатоны и прочие «плюшки»).

Выводы: SJM как язык сотрудничества и роста

Карта пути студента стала «общим языком» для вузовской системы и EdTech-партнера. Мы перестали спорить о мелочах, глядя на общую цель — опыт студента.

Кроме того, карта доказала свою ценность как инструмент непрерывного развития: аналитика образовательного опыта первого набора легла в основу доработки программы, а именно – учебного плана и корректировки акцентов в программе.

SJM перестала быть статичной схемой и стала «пульсом» программы.

Для меня роль педдизайнера при проектировании SJM сродни тому, как быть адвокатом студента. В спорах между «так принято в академической среде» и «так показывает аналитика» моим главным вопросом стало — «А что лучше для студента на этом этапе его учебного пути?». И ответ, порой, находится за пределами нашего опыта.
Автор: Ирина Пржиготская
Изображение: Gemini

© Материалы сайта защищены авторским правом